Бисер в национальных костюмах

Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются изображения людей с ожерельями. Археологи находят предметы, служившие как украшения, в раскопках самых древнейших цивилизаций.

Изначально украшения были не просто безделушками, а средством общения с божествами и духами. Носили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, праздниках, церемониях. Без них не обходились шаманы, знахари и колдуны.

Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня. Первые исследователи Америки оставили много описаний использования бус индейцами. Так описывали, например, совет индейцев-ирокезов путешественники Русской морской экспедиции. Перед принятием важных решений вождь рассказывал предания племени, перебирая снизки белых и лиловых бус из выточенных раковин, скрепленных в широкие связки или нашитые на полосы ткани из лубяных волокон. Эти снизки бус назывались "вампум". Вампум имели право носить только мужчины, надевая его как пояс или перекидывая через плечо. Вампум также служил знаком полномочия гонцов и послов, отправлявшихся в соседние племена. Он был символом доверия и обязательством держать обещания. С приходом колонизаторов вампум стал единицей обмена.

Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых духов, украшали бусами и предметы домашнего обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины из травы они вплетали раковинные и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и перламутра нашивали на одежду, серьги, сетки для волос. С появлением бисера его начали использовать вместо привычных материалов, сохраняя традиционные приемы работы. Ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки, табакерки и многое другое стали украшать стеклянными бусинками. Стремясь защитить отверстия, через которые, по их представлениям, могли проникнуть в тело злые духи, индейцы продевали через нос и нижнюю губу снизки бус, а край уха унизывали многочисленными бусинками.

В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов - "козырям". Их украшали пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Иногда они были съемными.

Бисер, жемчуг, пиленый перламутр использовали не только для изготовления ожерелий и серег, отделки платья и головных уборов, но и для церковных одеяний и утвари, переплетов книг, разных утилитарных предметов. Привозной, очень нарядный бисер ценился очень высоко и нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом.

Исключительно русские женские украшения - кокошники; головной убор густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускалась поднизь - сетка из бисера, стекляруса или перламутра. В Псковской губернии кокошники украшали большими (размером с яйцо) шишками из бисера и жемчуга. На юге России бисером, бусинками, лентами расшивали поневу - верхнюю юбку.

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь, головные уборы, оленью упряжь.

Африка по праву считается колыбелью человечества. Два миллиарда лет назад климат африканского континента не был таким сухим, как в наши дни. Однако постепенное сокращение площади джунглей заставило некоторых приматов приспосабливаться к жизни в условиях саванны. Успешно выдержав все испытания в новых, непривычных для них условиях, став из растительноядных собирателей активными охотниками, наделенными уже начатками разума и сознания, потомки австралопитеков дали новую ветвь на эволюционном древе и начали постепенно расселяться сначала по всей Африке, а затем и по другим континентам. Неудивительно, что африканские наскальные рисунки являются наиболее древними среди подобных изображений. Возраст некоторых из них, обнаруженных в Намибии, исчисляется 26-19 тысячами лет. Искусство Африки не претерпело такой сложной эволюции как, к примеру, европейское. Относительная стабильность условий обитания в Африке позволила самобытному африканскому искусству сохраниться без существенных изменений до новейших времен. Не зря не так давно европейские художники с таким пристальным вниманием открывали для себя оригинальное искусство африканских стран. Оно и до сих пор несет в себе энергетику, связанную с мифологичным восприятием мира. Бисер широко используется в национальных костюмах многих африканских племен. Выставленные на продажу для туристов, диковинные браслеты, серьги и амулеты - часть самобытной Африки, а эти шедевры нисколько не уступают европейскому искусству.

Япония, в отличие от большинства стран мира, развивалась, не зная сильных экономических и политических потрясений; ее обошли стороной внутренние войны и вторжения извне. Возможно, благодаря этому культура этой страны представляет собой уникальное напластование старых и новых традиций, когда новые привычки и веяния не отметают старые, а непротиворечиво включают их в свой круг. Цвета одежды, рисунки и орнаменты, используемые для ее оформления, имели огромное значение и несли в себе символы и тайный смысл, связанные с миропониманием японцев. Культура и религия предписывали использование драгоценных камней и бусинок для украшения божественных существ. В повседневной одежде и национальных костюмах бисер использовался мало. Очень богато украшенная одежда была у гейши и самураев, особенно ярко декорировались пояса. Вообще, круглая форма в декоративном искусстве Японии имеет большое значение. Видимо, круг - символ жизни, и любой предмет круглой формы символизирует именно бесконечность кругообращения мира и повторение всего сущего.

Если культура Японии во многом опиралась на круглые формы, то для культуры Китая характерны "перетекающие" мотивы. История китайского государства уходит в глубь веков и насчитывает, по меньшей мере, семь тысячелетий. Древнекитайская цивилизация создала самобытную культуру, в которой нашли свое отражение и технические достижения китайцев, и их верования. Стекло также нашло свое место в достижениях китайской цивилизации. Бусинки широко применялись для декорирования одежды и даже выросли в целое направление искусства, называемое в современном искусстве японским словом "нэцкэ". Изначально нэцкэ - это бусины, которые подвешивались к поясу, чтобы он не спадал с одежды. Постепенно эти бусины принимали самые разнообразные формы и превратились в изумительные фигурки, завоевавшие весь мир и прочное место в культуре Японии. Нэцкэ считают традиционно японским искусством, но японцы заимствовали его у китайцев. В национальной одежде бусинки также использовались в украшениях и очень редко - в вышивке. Именно у китайцев зародилась особая техника гравировки рисунков на узких поверхностях с добавлением драгоценных камней и стекла. Тайна этого способа хранилась в Китае больше двух тысяч лет, как и тайна шелка, но была похищена, и сейчас эта удивительная китайская технология широко используется и в других странах.

В современных стилизованных национальных костюмах бисер применяется очень широко - и в украшениях в самобытном стиле, и в вышивке национальных узоров. Можно сказать, что бисер получил "второе дыхание" - или национальные одежды получили новый источник для бесконечных поисков и возрождения - уже в новом, современном материале.

http://beads.foxhole.ru/rus/st04.html

Hosted by uCoz